ГандзасарМонастырь Армянской Апостольской ЦерквиНагорно-Карабахская Республика
GandzasarГандзасар.ру - главная страницаО проекте Гандзасар.руКонтакты - Гандзасар.руГандзасар.ру - карта сайта

Gandzasar.ru: Перечень основных понятий, названий и имен

Выделенные слова и фразы включены и объяснены в глоссарии в алфавитном порядке

АГВАНКСКИЙ КАТОЛИКОСАТ

Средневековое автономное епархальное образование Армянской Апостольской Церкви, ответственное за деятельность церкви в восточных провинциях Армении – Арцах и Утик, а также на территориях лежащих к востоку от традиционной границы Армении по реке Кура. Укрепление Хаченского Княжества привело к переносу резиденции Агванкского Католикоса из монастыря Амарас в монастырь Гандзасар, в результате чего образовалось понятие Святой Престол Гандзасара. Агванкский Католикосат и его глава Католикос Есаи Асан-Джалалян сыграли большую роль в деле организации армянского национально-освободительного движения в 1720-30-ые годы. Во время церковной реформы 1815 г., Агванкский Католикосат был расформирован Верховным Престолом Св. Эчмиадзина и на его основе были позднее созданы Карабахская и Шемахинская епархии. Современная Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви, действующая в Нагорном Карабахе и сопредельных территориях является прямой наследницей традиций Агванкского Католикосата.

АГВАНКСКОЕ ЦАРСТВО

Раннесредневековое армянское государство. Создано в 4-ом веке в результате разделения единого Армянского Царства между Персией и Византией, что позволило правителям провинций Арцах и Утик расширить свои владения на восток (на территорию т.н. «Кавказской Албании») и образовать свое собственное армянское государство, названное ими «Агванк». Термин «Агванк» восходит к имени одного из правнуков Патриарха Хайка– легендарного прародителя армян, праправнука ветхозаветного Ноя. Агванк контролировал обширную территорию, включающую предгорья Большого Кавказа и часть побережья Каспийского моря.

В пятом веке Агванкское Царство становится одним из культурных центров армянской цивилизации. Согласно армянскому историку 7-го века Мовсесу Каганкатваци, автору «Истории Страны Агванк» (арм. Պատմություն Աղվանից Աշխարհի), в стране строилось большое количество церквей и школ. Св. Месроб Маштоц, создатель армянского алфавита, открыл первую армянскую школу в монастыре Амарас, приблизительно в 410 г. Поэты и сказители, такие как автор 7-го века Давтак Кертох, создают шедевры армянской литературы. В пятом веке Царь Агванка Вачаган II Благочестивый подписал знаменитую Агвенскую Конституцию (арм. Սահմանք Կանոնական) самый древний сохранившийся армянский конституционный указ. Ованнес III Одзнеци, Католикос Всех Армян (патриаршество 717-728 гг.), впоследствии включил Агвенскую Конституцию в общеармянский юридический сборник известный как «Свод Законов Армении» (арм. Կանոնագիրք Հայոց).

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

Этот термин появился в 1930-ые годы в СССР для обозначения тюркоговорящего населения восточного Закавказья, которое до этого именовалось «тюрками» (по переписи СССР 1926 г.), «кавказскими татарами» (в 19-ом веке в России), или «турками» (персидский термин, распространенный издавна в Закавказье, а также в Иране, Армении и Грузии).

АРАН

Праправнук патриарха Хайка – легендарного родоначальника армян. Аран (арм. Առան) считается основателем династии Араншахиков, которая правила в восточных областях Армении в средние века. От Араншахиков-Вахтангянов берет начало династия Асан-Джалалянов, основанная Великим Князем Хачена Асаном Джалалом Вахтангяном (правил в 1214-1261 гг.) – покровителем монастыря Гандзасар.

АРАНШАХИКИ

Царская и княжеская династия, правившая восточными областями Армении в средние века. Основателем династии считается Аран – правнук легендарного родоначальника армян Хайка. Так как, согласно легенде, отцом Хайка был Торгом (Тогарма), дедом – Иафет, прадедом – Ной. Поэтому Араншахики считали себя прямыми потомками Ноя.

Ной >> Иафет >> Торгом >> Хайк

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Автокефальная церковь Армении (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի), основанная в первом веке нашей эры двумя учениками Иисуса Христа – Св. Фаддеем и Св. Варфоломеем. Начиная со времен церковного собора в Халкидоне (451 г.), Армянская Апостольская Церковь функционирует независимо от Мировой Церкви. Армянская Апостольская Церковь является единственной в мире традиционной церковью, где верховный патриарх – Католикос Всех Армян – избирается советом прихожан и священников, в котором большинство голосов принадлежит прихожанам.

АРМЯНСКИЙ АЛФАВИТ

Звуковое письмо армянского языка состоящее из 39 букв. Алфавит был создан в 406 г. языковедом, теологом и христианским проповедником Св. Месропом Маштоцем (361-440 гг.). Согласно некоторым интерпретациям биографического текста «Житие Маштоца» (автор – Корюн, ученик Маштоца), Св. Месроп создал армянский алфавит на основе более древней версии когда-то существовавшего армянского письма (т.н. «Даниеловы письмена»), забытого в силу своего несовершенства. Согласно армянскому историку 7-го века Мовсесу Каганкатваци, Месроп Маштоц совершил несколько путешествий в провинции Армении Утик и Арцах. В арцахском округе Миус-Абанд Месроп Маштоц основал первую школу, в монастыре Амарас, где преподавание велось на основе изобретенного им алфавита.

Стены монастыря Гандзасар содержат более чем 200 надписей на армянском языке, которые служат не только для передачи сведений, но и являются декоративными элементами архитектуры.

АРХИЕПИСКОП АРЦАХСКИЙ

Глава Арцахской епархии Армянской Апостолькой Церкви с резиденцией в монастыре Гандзасар.

АРЦАХ

Название 10-ой по счету провинции исторической Армении, согласно нумерации армянского географического атласа 7-го века «Ашхарацуйц» («География»). Монастырь Гандзасар в Нагорном Карабахе находится в центральной части провинции Арцах. Покровитель монастыря Великий Князь Асан Джалал Вахтангян (правил в 1214-1261 гг.) именовал себя «царем Арцаха и Бахка», чему свидетельствует обширная надпись сделанная по его указу на стене Собора Св. Иоанна Крестителя.

АРЦАХСКАЯ ЕПАРХИЯ

Самая восточная из епархий Армянской Апостольской Церкви на территории исторической Армении. Монастырь Гандзасар подчинен Арцахской Епархии и является резиденцией Архиепископа Арцахского. Арцахская Епархия является продолжительницей традиций Святого Престола Гандзасара и Агванкского Католикосата Армянской Апостольской Церкви.

АСАН ДЖАЛАЛ ВАХТАНГЯН

Правитель Хаченского Княжества в 1214-1261 гг. Происходит из древней армянской династии Араншахиков-Вахтангянов. Носил титулы «Великий Князь» (Մեծն Իշխան), «Царь Арцаха и Бахка» (Թագավոր Արցախից և Բաղաց), и «Князь Князей (Իշխանաց Իշխան)». Асан Джалал вошел в историю в значительной степени как покровитель монастыря Гандзасар и основатель Собора Святого Иоанна Крестителя (1216-1238).

Погиб под пытками от рук татаро-монгольских захватчиков в 1261 г. в Персии, не уступив требованиям отречься от своей веры во Христа. Асан Джалал жил праведной жизнью, описанной в деталях его современиками.Почитаем в Нагорном Карабахе и Армении в качестве христианского мученика.

АСАН-ДЖАЛАЛЯНЫ

Армянская династия владетельных князей и священнослужителей Армянской Апостолькой Церкви основанная в 13-ом веке в провинции Арцах (современный Нагорный Карабах) Великим Князем Хаченским Асаном Джалалом Вахтангяном.

После смерти Асана Джалала в 1261 г. род Асан-Джалалянов разделился на две отдельные, но пересекающиеся, ветви. Представители клерикальной ветви Асан-Джалалянов служили патриархами и епископами Агванского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, с резиденцией в Гандзасаре – с 13-го века до начала 20-го века. Княжеская же ветвь этого рода продолжала управлять провинцией Хачен с титулом владетельных князей ишханов и меликов, а также беков.

На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который претендует прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. В свою очередь, через армянскую династию Араншахиков и ее родоначальника Арана, корни Асан-Джалалянов уходят вглубь веков, к легендарному прородителю армян Хайку, сыну Торгома (Тогармы) и праправнуку библейского Иафетаодного из трех сыновей Ноя. Таким образом, Асан-Джалалянов можно по праву считать одной из самых древних аристократических династий на планете.

АРЦРУНИ

Династия нахараров – представителей высшего звена армянской аристократической иерархии – основанная в период античности. Правящая династия Васпураканского Царства в 10-11 веках.

Асан Джалал Вахтангян, покровитель монастыря Гандзасар, имел прямую родственную связь с династией Арцруни через свою мать – Хоришах, дочь Саакандухт Арцруни и Саргиса Закаряна (основателя династии Закарянов-Долгоруких и главнокомандующего войсками Грузии).

БАГРАТУНИ

Династия высшего (нахарарского) звена армянской аристократической иерархии основанная в античное время. Известна на Западе как династия Багратидов. Правящая династия Армянского Царства в 885-1064 гг. Основателем царской династии Багратидов стал Ашот I Багратуни (ум. в 891 г.).

Асан Джалал Вахтангян, покровитель монастыря Гандзасар, имел прямую родственную связь с Багратидами. Дед Асан Джалала, Асан I, был женат на княгине Маме, дочери Гургена (Кюрике) II Багратуни (1048-1090 гг.) – правителя Ташир-Дзорагетского Царства на севере Армении, где правили Багратиды.

ВАХТАНГЯНЫ

Средневековая армянская династия владетельных князей Арцаха. Являлась ветвью династии Араншахиков. Основана Вахтангом-Сакаром Араншахиком в 12-ом веке. Самыми яркими представителями были: Асан Джалал Вахтангян, покровитель монастыря Гандзасар, а также дед Асана Джалала – Асан I, князь Атерка.

ГАНДЗАСАР

Гора в округе Хачен исторической армянской провинции Арцах, на вершине которой расположен монастырь Гандзасар. Высота – 1260 м над уровнем моря. Переводится с армянского как «гора сокровищ», от слов «гандз» (арм. գանձ, сокровище) и «сар» (арм. սար, гора).

ЗАКАРЯНЫ

Средневековая армянская княжеская династия в Грузии и Армении. Управляла северными областями Армении в период между двенадцатым и четырнадцатым веками. Великий Князь Асан Джалал Вахтангян, покровитель монастыря Гандзасар, был родственником Закарянам через свою мать Хоришах, дочь Саргиса Закаряна – основателя династии и амирспасалара (главнокомандующего войсками) Грузии. Закаряны находились в родственных отношениях с армянскими царскими династиями.

КАТОЛИКОС

Титул верховных патриархов Армянской Апостолькой Церкви и ряда других восточных церквей. Термин происходит от греческого слова καθολικός, означающий «главный» или «всеобщий». В настоящем, в Армянской Апостолькой Церкви статус католикоса имеют два патриарха – Католикос Всех Армян (глава церкви, с резиденцией в Св. Эчмиадзине, Армения) и Католикос Великого Дома Киликийского (глава Католикосата Киликии, с резиденцией в г. Антилиасе, Ливан, начиная с 1930 г.). В прошлом, титул католикоса имел также и глава Святого Престола Гандзасара – патриарх восточных областей Армении.

КОРОНА АРМЯНСКОГО ЦАРСТВА

Характерный головной убор монархов Армянского Царства известный также как армянская тиара. Наглядный образ армянской тиары наилучшим образом сохранился на античных монетах с изображением профиля царя Армении Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.).

Изображение короны на гербе Нагорно Карабахской Республики символизирует связь современного армянского государства в Нагорном Карабахе с аристократическими династиями античной и средневековой Армении. Главным звеном этой цепи символов является династия Асан-Джалалянов, древний феодальный род, которой назван в честь правившего в 1214-1261 гг. Асана Джалала Вахтангяна – владетельного армянского князя и основателя Собора Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре. Асан-Джалаляны – единственный сохранившийся род, имеющий прямую родственную связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни.

МЕЛИК

Титул некоторых армянских князей в Восточной Армении в период после 15-го века. В переводе с семитских языков означает «царь». Особенно известны мелики армянской провинции Арцах (современный Нагорной Карабах), которые происходили от раннесредневековых армянских княжеских династий и имели полное самоуправление в пределах своих владений, включая содержание собственных воинских формирований. В первой половине 18-го века союз пяти армянских меликов Арцаха (т.н. Меликства Хамсы), в союзе с армянскими меликами области Сюник, организовал успешную самооборону Восточной Армении против численно превосходяших сил турецких интервентов. Асан-Джалаляны, потомки покровителя монастыря Гандзасар Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна, имели титул меликов в округе Хачен.

МЕЛИКСТВО

Княжество управляемое меликом.

МИХРАНЯНЫ (МИХРАНИДЫ)

Армянская среднеквековая княжеская династия, правившая в северном округе провинции Арцах – Гардман. Династия основана арменизированными персами-христианами, переселившимися в Армению в седьмом веке. В произведении армянского историка 7-го века Мовсеса Каганкатваци «История Страны Агванк» описывается длительный конфликт, возникший между Михранянами и коренной правящей династией Арцаха – Араншахиками.

Асан Джалал Вахтангян, покровитель монастыря Гандзасар, был родственником Михранянам. Один из его предков – Атърнерсех был сыном Сахля Смбатяна, арцахского правителя основавшего Хаченское Княжество. Атърнерсех женился на последней представительнице рода Михранянов, княжне Съпрам. В результате брака, роду Араншахиков удалось восстановить контроль над округом Гардман и закрепить власть над другими территориями северовосточной Армении.

Михраняны известны своим вкладом в развитии армянской культуры. Одно из самых значительных поэтических произведений раннесредневековой Армении, «Плач на смерть великого князя Джеваншира», написано армянской стихотворной метрикой в алфавитном порядке придворным поэтом Михранянов – Давтаком Кертохом.

МОНАСТЫРЬ ГАНДЗАСАР

Действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви, находящийся в Мардакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, в географическом центре армянской исторической провинции Арцах. Первые упонимания о монастыре датируются 10-ым веком. Монастырский ансамбль был радикально перестроен в 13-ом веке Великим Князем Асаном Джалалом Вахтангяном, правителем Хаченского Княжества. Начиная с 14-го века монастырь служил центром Святого Престола Гандзасара (Агванкского Католикосата), одного из полуавтономных епархальных образований Армянской Апостольской Церкви. В настоящее время монастырь является резиденцией Архиепископа Арцахского.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

Русскоязычное обозначение нагорной части армянских провинций Арцах и Утик, на территории которых в советское время существовала Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО)

НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ (НКАО)

Территориальная советская армянская автономия в составе Азербайджанской ССР. В 1923 г Армяне составляли 95% процентов от общего числа населения области, в 1989 г. – 77%. Армянское население провинций Арцах и Утик, на территории которых была создана НКАО, было изначально против включения территории края в состав Азербайджана. Армяне периодически направляли ходатайства в Москву, в которых просили защитить их от политики бакинских властей и воссоединить область с Советской Арменией. Наиболее масштабные акции были предприняты в 1935, 1953, 1965-67 и 1977 годах.

20-го февраля 1988 г., областной совет народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области официально обратился к Азербайджанской ССР и Армянской ССР с просьбой рассмотреть возможность выхода области из состава Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР.

НКАО была единственной автономной единицей СССР с традиционно христианским большинством населения, где не было ни единой функционирующей церкви.

НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА (НКР)

Государство, образованное в 1991 г. по итогам распада СССР на основе Нагорно-Карабахской Автономной Области и пограничного с ней Шаумяновского района Азербайджана. НКР находится в процессе признания независимости со стороны международного сообщества.

УТИК

Название 12-ой области исторической Армении. Включала в себя территории, находящиеся к северу и северо-востоку от области Арцах, 10-ой области Армении (в центре которой находится монастырь Гандзасар). Основная часть Утика сегодня расположена на территории Азербайджанской Республики. Небольшая часть западных земель Утика включена в состав области Тауш современной Републики Армения.

СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ ГАНДЗАСАРА

Синоним Агванкского Католикосата с 14-го по 19-ый век. Контролировал приходы Армянской Апостолькой Церкви в восточных областях Армении, на всех территориях, лежащих между рекой Кура и Каспийским морем, и в некоторых регионах Северного Кавказа. Резиденция Святого Престола Гандзасара находилась в монастыре Гандзасар.

СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН

Исторический центр Армянской Апостольской Церкви основанный в 4-ом веке и находящийся в г. Вагаршапате (15 км к юго-западу от современной столицы Армении г. Еревана). Представляет собой совокупность церквей, монастырей, религиозных учебных заведений, музеев и мемориальных парков. В Св. Эчмиадзине находится резиденция Католикоса Всех Армян – верховного патриарха Армянской Апостольской Церкви, а также главный храм церкви – Собор Святого Сошествия Христова (Эчмиадзин).

СИНАКСАРИЙ ТЕР-ИСРАЭЛА

Первые полные Четьи-Минеи Армянской Апостольской Церкви (синаксарий; арм. Հայսմավուրկ; греч. Συναξάριον) составленные в монастыре Гандзасар. Представляет собой книгу житий святых православной церкви, где повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца. Армянское название – Айсмавурк. Инициатором составления нового синаксария был Великий Князь Асан Джалал Вахтангян, основатель Собора Св. Иоанна Крестителя, а непосредственным создателем – архимандрит Тер-Исраэл, ученик известного философа-арцахца Ванакана Вардапета (1181-1251). Впервые издан массовым тиражом в Константинополе в 1834 г.

СОБОР СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Главный храм монастыря Гандзасар возведенный в 1216-1238 гг. Считается одним из шедевров архитектурного зодчества средневековой Армении. Построен на средства Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна, правителя Хаченского Княжества. Повторяет архитектурные детали нескольких кафедральных соборов средневековой Армении, особенно Собора Св. Богоматери монастыря Арич (1201 г.) в округе Ширак и Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Ованаванк (1221 г.) в округе Арагацотн. Гавит (притвор) Собора является усыпальницей феодально-клерикального рода Асан-Джалалянов. Надгробный камень самого Асана Джалала находится перед главным входoм в Собор. Стены собора содержат более чем 200 надписей на древнеармянском языке, включая обширную надпись Асана Джалала об основании Собора, сделанную в 1240 г.

СТЕПАНАКЕРТ

Столица Нагорно-Карабахской Республики. Население составляет около 50 тысяч человек.

СЮНИК

Название 9-ой области исторической Армении. Сюник включал в себя территории находящиеся к западу и юго-западу от области Арцах, 10-ой области Армении, в центре которой находится монастырь Гандзасар. В настоящее время марз (область) Сюник входит в состав Республики Армения.

ХАЙК

Патриарх и вождь, полумифический основатель армян. Согласно легенде, включенной в «Историю Армении» автором 5-го века Мовсесом Хоренаци, Хайк был сыном Торгома (Тогармы), внуком Гамера и правнуком библейского Иафета—одного из трех сыновей Ноя.

Согласно рассказу Хоренаци (глава «О Восстании Хайка» в его «Истории ...»), Хайк отказывается подчиниться Вавилону, и между его племенем и войском вавилонского деспота Бела (Нимрода) начинается война. В решающей битве к востоку от озера Ван, в местности впоследствии известном как Хайоц-Дзор («Ущелье Хайка»), Хайк настигает Бела и поражает его трехглавой стрелой, обращая вавилонскую армию в бегство. Победа при Хайоц-Дзоре утверждает Хайка как властелина независимой Армении и родоначальника армян. Страна Хайка называется его потомками по его имени – Хайк (арм. Հայկ).

Микаэл Чамчян (1738-1823), армянский историк и аббат конгрегации Мхитаристов, попробывал определить примерную дату битвы Хайка с Белом. По его расчетам, это произошло в 2492 г. до н.э. С этой даты и начинается собственно армянское летоисчисление.

Согласно же Хоренаци, дети и внуки Хайка становятся впоследствии правителями различных областей страны и основателями главных аристократических династий доантичной Армении. Одним из таких потомков Хайка был его внук Сисак – правитель области Сисакан (Сюник), предполагаемый родоначальник княжеской династии Сюни и предок Арана и Араншахиков.

Покровитель монастыря Гандзасар Асан Джалал Вахтангян считал себя прямым потомком Хайка и Ноя, так как принадлежал к армянской династии Араншахиков.

ХАЧЕН

Центральный округ области Арцах исторической Армении, где находится монастырь Гандзасар. Происходит от слова խաչ (хач), что в переводе с армянского означает «крест».

ХАЧЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Армянское государственное образование на территории областей Арцах и Утик исторической Армении. Основано в 9-ом веке Сахлем Смбатяном – правителем восточных областей Армении и кавказской провинции Камбишен. Во времена правления Асана Джалала Вахтангяна (13-ый век), покровителя монастыря Гандзасар, именовавшего себя царем, Хаченское Княжество достигло пика своего могущества и в силу этого часто именуется в научной литературе Арцахским Царством.

ХАЧКАР

Средневековые армянские христианские мемориальные памятники в виде каменных стел, с выгравированным изображением креста. Название происходит от армянских слов խաչ (хач), что в переводе означает «крест» и քար (кар) – «камень». В монастыре Гандзасар находится несколько хачкаров, представляющих большую историческую и художественную ценность. Самый большой из них, посвященный Хатун, дочери Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна, ныне расположен возле северной стены Собора Иоанна Крестителя.