Хаченское Княжество
История монастыря Гандзасар тесно переплетается с историческим наследием Хаченского Княжества, (арм: Խաչենի Իշխանություն) — средневековoго армянского государства в округе Хачен, находящимся в самом сердце провинции Арцах. Во времена правления в Хачене Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна, Хаченское Княжество обретает фактическую независимость и становится одним из культурных и политических центров Армении.
В пик своего могущества княжество включало в себя все территории современной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а также многие сопредельные земли, лежащие к югу, северу и западу от НКР. Так как владения князя Асана Джалала распрострянились на всю территорию провинции Арцах, а сам Асан Джалал именовал себя царем, Хаченское Княжество часто именуют Арцахским Царством. [1]
Термин «Хачен» (арм: Խաչեն) происходит от армянского слова «хач», что в переводе означает «крест». Данный факт указывает на религиозное значение этой земли в средние века.
Усиление Хаченского Княжества приходится на времена упадка Арабского Халифата и уменьшения его влияния на территории Армении в девятом веке. Распад Халифата привел к укреплению местных феодалов, что проявлялось как в центробежных, так и центростремительных тенденциях. В это время династия Багратуни (Багратиды) — вельможи высшего звена армянской феодальной иерархии с титулом нахараров — распространяет свое влияние на обширные области центральной Армении, стремясь тем самым восстановить единое Армянское Царство. Основателем царской династии Багратидов стал Ашот I Багратуни. Он подчинил себе крупных армянских феодалов, добился поддержки церкви, а в середине 880-х нанёс поражение арабским войскам. После этого, соперничавшие между собой арабский халиф и византийский император послали в 886 г. Ашоту I по короне, признав, таким образом, независимость Армении.
Несмотря на серьезные усилия, династии Багратуни не удалось распространить свою власть на все провинции исторической Армении. В результате, феодальная раздробленность сохранила некоторые провинции страны — в их числе Арцах — в качестве относительно самостоятельных единиц, которые вели свои дела сами, но формально признавали центральную власть Багратидов.
Династия Араншахиков в Арцахе
В период укрепления монархии Багратидов, в Арцахе власть перешла обратно к местной армянской династии — Араншахикам.
Араншахиков можно рассматривать как одну из древнейших аристократических фамилий в истории человечества. «Араншахик» (арм. Առանշահիկներ) означает род «шахов» (т.е. монархов) берущих начало от Арана, одного из правнуков Сисака — первого правителя армянской провинции Сюник (отсюда и альтернативное название Сюника — Сисакан). Об основании династии Араншахиков рассказывает Мовсес Каганкатваци (7-ой век) — уроженец Арцаха и историк Восточного Края Армении. Каганкатваци во многом повторяет повествование двух глав «Истории Армении» армянского историка 5-го века Мовсеса Хоренаци. [2] Согласно Хоренаци, Сисак был сыном Гехама и внуком Хайка — главного персонажа героического эпоса об основании армянского народа. Согласно традиции, Хайк был сыном Торгома (Тогармы) и праправнуком Иафета — сына библейского Ноя.
По описанию Хоренаци и Каганкатваци, Аран вошел в историю благодаря царю Армении Вагаршаку I, когда тот поручил ему властвовать от его имени над восточными провинциями своего царства. Данное повествование можно найти в главе четвертой Первой Книги «Истории Страны Агванк» Каганкатваци и в главе пятой «Истории Армении» Хоренаци:
«При установлении порядка у жителей северных, он [Вагаршак] созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, и платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Вагаршака был
поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Агванк, от реки Ерасх до крепости Хнаракерт. По причине его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Агванк, ибо из-за мягкого нрава звали его Агу. Многие храбрые и знатные [мужи] из потомков этого Арана, говорят, были назначены Вагаршаком Партевом наместниками и тысячниками.»[3]
Далее в тексте Каганкатваци напрямую указывает на связь Араншахиков с родоначальником армян Хайком. В одной из глав его книги описывается кровавый конфликт между автохтонами-Араншахиками и пришлым княжеским кланом Михранянов (Михранидов) — арменизированными персами-христианами, которые в 7-ом веке захватили округ Гардман в Арцахе и на время затмили местных правителей. Каганкатваци называет Араншахиков «династией Хайка». Киракос Гандзакеци, историк 13-го века и автор «Истории Армении», дополняет Каганкатваци и подчеркивает что Аран, а также цари Урнайр, Ваче, Вачаган и другие представители Араншахиков берут начало от Хайка. [4]
Хаченское Княжество в период Распада Арабского Халифата
К 9-му веку, Араншахики господствовали в двух армянских княжествах в Арцахе. Одно из них, Дизакское Княжество, на юге Арцаха, просуществовало лишь непродолжителное время. Другое, Хаченское Княжество, на севере, было более крупным и более влиятельным. Оно включало в себя большую часть провинции Арцах и северо-восточную часть бассейна озера Севан (которая вплоть до 9-го века принадлежала Сюникскому Княжеству).
Укрепление Хаченского Княжества связано с деятельностью Сахля Смбатяна (Сахль ибн Смбат в арабских источниках) — князя северного Арцаха. В первой половине 9-го века Сахль Смбатян упоминается как властелин всей провинции «Арменийа» — префектуры, созданной арабами в центральных и восточных областях Армении.
Сахль Смбатян известен организацией поимки персидского мятежника Бабека, войска которого воевали как против Халифата, так и против армянских княжеств Сюника и Восточного Края Армении. [5]
Сахля Смбатяна сменил его сын Атърнерсех, который, женившись на княгине Съпрам, последней наследнице рода Михранянов (Михранидов), расширил свое княжество до границ всего Восточного Края Армении.
Другой знаменательной фигурой второй половины 9-го века был внук Сахля Смбатяна Григор-Амам, прозванный «Аревелци», т.е. «Восточный» (арм. Արևելցի). Мовсес Каганкатваци отмечает, что ко времени, когда князь Ашот I Багратуни восстановил независимисть Армении в 885 г., Григор-Амам утвердил свою власть над всей территорией Арцаха, от берегов озера Севан до города Партава в провинции Утик, а также над некоторыми армянонаселенными территориями к северу от реки Куры (например, над округом Камбишен).
Григор-Амам также известен как талантливый поэт, грамматик, теолог и музыкант. Его перу принадлежит теософический трактат «Вопрoсы и ответы» (арм. «Հարցմունք և պատասխանք»). Четыре сына Григора-Амама разделили его владения. Атърнерсех II Араншахик (910-965 гг.) основал армянское княжество Шаке-Камбишен. Центром княжества был город Шаке — ныне Шеки, в Азербайджанской Республике. Другой сын Григора-Амама, Саак-Севада, обосновался в крепости Парисос — центре округа Гардман провинции Арцах — и расширил свои владения до границ царских земель, что не понравилось его сюзерену, царю Армении Ашоту I Багратуни. Саака-Севаду сменил его сын, Ованес-Сенекерим, который так же как и его отец старался держаться автономно от армянского царя. Согласно «Истории …» Мовсеса Каганкатваци, Ованес-Сенекерим укрепил Гардман, более того —
провозгласил его царством, которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор. В ответ на это, в 1003 г. Гардман подвергся нашествию со стороны войск царя Армении Гагика I и эмира Фадла—правителя мусульманского княжества Гянджи, сохранившегося со времен арабского нашествия. Остальные два сына Григора-Амама правили землями в Хачене — центральном округе провинции Арцах.
Все вышеупомянутые княжества и царства были, в принципе, вассалами Армянского Царства династии Багратидов, представители которого внимательно следили за неукоснительным исполнением вассальных обязательств подвластных им феодалов. Все зарубежные правители того времени признавали Хачен частью Армении. Так, византийский император Константин VII Багрянородный адресовал свою корреспонденцию «Князю Хаченскому, в Армению». [6]
К середине 11-го века централизованное армянское государтво было ослаблено политическими интригами правителей Византии, которые стремились присоединить все армянские земли к своей империи. В 1045-ом г. византийцы установили контроль над городом Ани — столицей Армении. Внимание на ослабевшую таким образом Армению обратили турки-сельджуки—кочевые заватчики из Средней Азии, массово принявшие ислам с
10-го века. Раскол христианской церкви в 1054 году, после которого окончательно произошло разделение Вселенской Церкви на Римско-католическую и Православную, турки истолковали как ослабление мировой христианской цивилизации, создавшее благоприятные условия для нового витка экспансии. Турки-сельджуки овладели столицей Армении г. Ани в 1064 г. и нанесли поражение византийским войскам императора Романа IV Диогена в 1071 г.
Армянские правители Арцаха и Утика вели героическую борьбу против турко-сельджукского нашествия. Несмотря на то, что им удалось отбросить турок на восток и отстоять свои земли, низинные окраины Восточного Края Армении на долгое время подпали под влияние сельджукских орд.
Турко-сельджукское нашествие привнесло новый этнический элемент в Закавказье: тюркоговорящих кочевников из Средней Азии. В течении короткого времени тюркские кочевники заняли низинные пространства к востоку от реки Куры и начали предпринимать попытки продвигаться на запад, в сторону Армянского Нагорья.
Возрождение Хаченского Княжества после сельджукской оккупации
В конце одинадцатого века, в период правления Мелик-Шаха, сына Алп-Арслана, начался упадок централизованной Сельджукской Империи. Этот период ознаменовался склоками и вооруженными столкновениями среди турецких племенных вождей, военоначальников, эмиров, султанов, а также между турками и местными феодалами. Данная ситуация сохранялась вплоть до второй половины 12-го столетия.
В Арцахе же все это время правили три княжеских рода, принадлежащие к династии Араншахиков. К этому времени вся территория Арцаха и часть смежной области Утик назывались в междунардной практике Хаченом. На западе, до озера Севан, власть находилась в руках князей Цара (арм. Ծար), резиденция которых располагалась в крепости Андаберд. На северо-востоке, в Верхнем Хачене, правила родственная им династия князей Атерка, чьим духовным центром был монастырь Дадиванк, а главной цитаделью — крепость Джъраберд. На юге же, в Нижнем Хачене,
власть принадлежала князьям крепости Хоханаберд, главным религиозным центром которых был монастырь Гандзасар.
Хачен и Армяно-Грузинский Военно-Политический Альянс
Фрагмент фрески из монастыря Грузинской Бетании с изображением легендарной царицы Грузии Тамар (ок. 1160-1213). В период царствия Тамар Грузия стала сильной христианской державой, которая помогла армянам освободить свою страну от турок-сельджуков. В управлении страной и ведении внешней политики, Тамар опиралась на Армяно-Грузинский военно-политический альянс, которым руководили братья Иванэ и Закарэ Закаряны, из армянской княжеской династии.
Во второй половине 12-го века упадок сельджукидов позволил укрепиться Грузинскому Царству, которое продвинуло свое влияние на юг, в сторону армянских территорий. К концу 12-го века в Грузии укрепилась армянская княжеская династия Закарянов, которые стали фактическими правителями объединенной Грузии при легендарной царице Тамаре. Благодаря военному мастерству и политическому таланту за Закарянами закрепилось прозвище «Долгорукие» (мхагрдзели по-грузински). Под лидерством братьев Иванэ и Закарэ Закарянов, грузинским войскам удалось освободить от турок большую часть Армении эпохи царей Багратуни, правителями которой стали именно они — Закаряны-Долгорукие.
Закаряны освободили от сельджукской оккупации также Арцах и Утик, за исключением города Гандзак (Гянджи), который продолжил оставаться в руках местных тюркизириванных феодалов курдского происхождения. Армянские князья, состоящие на службе у Закарянов, были восстановлены в своих правах, и им были возвращены их прежние владения на территории исторической Армении.
В этот период три рода династии Араншахиков — владетели Цара, Атерка и Нижнего Хачена—укрепили свои позиции. Другой же княжеский род из Арцаха, Хахбакяны, потомки князя Васака Хаченци, переселились на территорию округа Вайоц Дзор в Сюнике и основали там новую династию, Хахбакянов-Прошянов, сыгравших большую роль в истории Армении.
История свидетельствует, что князья Арцаха оказали неоценимую помощь Закарянам в деле освобождения Армении. В пространной надписи на одной из стен Собора Св. Богоматери монастыря Дадиванк, князь Атерка Асан I Вахтангян рассказывает о своих войнах против турок, которые он вел 40 лет, начиная с 1142 г. Можно с полной уверенностью предположить, что примеру Асана I последовали и его нижнехаченские родственники — владетели крепости Хоханаберд, чье княжество описывается выдающимся армянских философом-юристом 12-го века Мъхитаром Гошем.
Большое значение Арцаха в армяно-грузинском военно-политическом союзе подтверждается тем фактом, что основатель данного альянса, Великий Князь Саркис Закарян, амирспасалар (главнокомандующий) армяно-грузинскими войсками и отец братьев Иванэ и Закарэ, выдал двух своих дочерей — Доп и Хоришах — замуж за князей Хачена.
Житие и мученичество Асана Джалала Вахтангяна, князя Хаченского
Незадолго после своего освобождения от ига турок-сельджуков Армения подверглась первому по счету нашествию татаро-монгольских захватчиков, с 1220 г. по 1232 г. Татаро-монгольские отряды первоначально выполняли разведовательные функции, собирая сведения о Закавказье и проверяя боеготовность армий местных государств. В тот период армяне и грузины сумели оказать достойное сопротивление противнику. Однако, они не смогли остановить натиск врага во время полномасштабного татаро-монгольскoго нашествия в 1235-1236 гг.
После 1236 г., монголы заняли восточную Грузию, контролируемую Закарянами территорию Армении, a также каспийскую провинцию Ширван. Первопричина успеха монголов в Закавказье кроется в ослаблении армяно-грузинского союза после смерти Закарэ Закаряна (1212 г.), царицы Грузии Тамар (1213 г.) и Иванэ Закаряна (1234 г.).
Именно здесь и начинается история монастыря Гандзасар. Многое, что нам известно о Великом Князе сообщает Киракос Гандзакеци — армянский историк и современник Асана Джалала. Сведения о Великом Князе можно найти в следующих главах его «Истории Армении»: «О резне в землях Хаченских и о благочестивом князе Джалале»; «О церкви, которую он построил»; «О смерти благочестивого князя Джалала».
В этот период, Асан Джалал, князь Хоханаберда и Нижнего Хачена, старший сын Вахтанга-II Тангика Вахтангяна и Хоришах Закарян, утвердил свою власть над всей Страной Арцахской. Эти сведения можно подчерпнуть из обширной надписи сделанной на внутренней части северной стены Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар в 1240 г. В тексте Асан Джалал Вахтангян называет себя «коренным
самодержцем высокой и обширной провинции Арцах» и «царем Хоханаберда». [7] Когда Асан Джалал женился на Мамкан, дочери правителя Царства Бахк (представителя южной ветви династии Араншахиков), ему в наследство перешла вся территория к югу от Хачена вплоть до реки Аракс. В связи с этим Асан Джалал получил титул «Царь Арцаха и Бахка».
Фамильные корни Асан Джалала определяются системой родства аристократических династий Армянского Царства, уходя далеко в глубь истории. Дедом Асана Джалала по отцу был Асан I, князь Атерка (известный также как Асан Великий) — доблестный воин сражавшийся за освобождение Армении от сельджукского ига и правивший обширными территориями на севере Арцаха. [8] Асан I был женат на княгине Маме, дочери Кюрике Багратуни — правителя Дзорагетского Царства. В 1182 г. после блистательной военной карьеры Асан I посвятил себя
монашеству в монастыре Дадиванк. Он разделил свои владения на две части, большая из которых была закреплена за отцом Асана Джалала — Вахтангом II Тангиком. Вахтанг II известен тем, что покровительствовал литератору и юристу Мъхитару Гошу, автору знаменитого «Судебника».
Асан Джалал был знаменитым строителем, и остался в истории преимущественно по причине ассоциации его имени с монастырем Гандзасар. Асан Джалал также финансировал реставрацию монастыря Кечарис в центральной Армении (в 15 км от Еревана) в 1248 г., после того как тот был разрушен монголами. Недалеко от Гандзасара, он построил несколько церквей в местности Вачар, включая приходскую церковь (1229 г.) и церковь княгини Мамкан. [9]
Здесь уместно сделать паузу и объяснить происхождение имени Асана Джалала—этого выдающегося христианского деятеля Армении. Все три имени, которые использовал Асан Джалал Дола имеют арабское происхождение, что объясняется арабской традицией укоренившейся в Грузии и Армении со времен Халифата. «Асан» означает по-арабски благородный, «Джалал» — величественный, а «Дола» — щедрый. Примечательно, что все три эпитета как нельзя лучше характеризуют Великого Князя. Как писал Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении» и современник Асан Джалала: «Великий Князь Асан, которого величают Джалал — человек благоверный, честный и из народа армянского (арм. հայ ազգաւ)». [10]
Далее Киракос Гандзакеци пишет в «Истории …»:
«Он [Асан Джалал] был сыном сестры великих Закарэ и Иванэ Закарянов, человеком боголюбивым, добронравным, смиренным, милосердным, любителем бедных и знатоком молебен — таких каких читают в монастырях. Где бы он ни находился неукоснительно исполнял дневную и ночную службу, как в монастыре. Ночь же на воскресенье проводил [обычно] на ногах, в бдении, в память воскресения Спасителя нашего. Он очень любил священников, был любознателен и с радостью читал божественные заветы.»[11]
Гандзакаци также описывает Хоришах, мать Асан Джалала:
«Благочестивая мать его после смерти своего мужа Вахтанга, называемого также Тангиком, устроив трех своих сыновей — Джалала, Закарэ и Иванэ — отправилась в святой город Иерусалим и провела там долгие годы в покаянии, чем привела в изумление всех, кто видел или слышал о ней, ибо все, что у нее было, она раздала, подобно Елене, жене Абгара, нищим и нуждающимся, и кормилась трудом рук своих. Там она и умерла, и бог прославил [эту женщину] прославившую его: свет в виде свода снизошел над ее могилой, дабы наставить других на путь подобных добрых деяний.» [12]
Великий Князь Асан Джалал Вахтангян был одним из самых выдающихся представителей армянской аристократии своего времени. Он взошел на трон в 1214 г, несколько лет после смерти отца, во времена регентства княгини Доп. Когда вести о монгольском нашествии дошли до Хачена, Асан Джалал вместе практически со всем населением края укрылся в укрепленных местностях на западе своих владений, которые поддерживались неприступными крепостями Хоханаберд и Авкахахац. Монголы не сумели проникнуть на основную террииторию укрепрайона (хотя хитростью завладели одной из крепостей), однако восполнили это тем, что разорили внутренние районы Хачена.
Для того, чтобы остановить нашествие, примерно в 1239 г., Асан Джалал вынужден был признать власть монголов и сделал все, чтобы установить хорошие отношения с вождями Монгольской Империи. К боли самого Великого Князя, это предполагало участие войск Хаченского Княжества в татаро-монгольских кампаниях на территориях Западной Армении и других армянских земель.
Историк Киракос Гандзакеци отмечает, что в данных экспедициях Асан Джалал играл роль посредника между армянскими общинами и татаро-монгольскими военачальниками. Данная посредническая миссия привела к спасению тысяч жизней и архитектурно-культурного наследия покоренных армянских земель. К тому же, Асан Джалал и другие армянские феодалы использовали свои отношения с монголами для сведения счетов со старыми врагами—турками-сельджуками, которые продолжали
контролировать некоторые территории Западной Армении.
Для дальнейшего укрепления связей с монголами, Асан Джалал выдал свою дочь Рузукан за военоначальника Бора-ноина — сына верховного коммандующего монгольскими войсками Чармагана. Однако Асан Джалал не забывал и о своих одноплеменниках. Он выдал другую свою дочь, княжну Маму, за Умека, зажиточного армянского купца из западноармянского города Маназкерта. Видимо, Умек пользовался политическим влиянием Великого Князя для продвижения своих коммерческих интересов на Великом Шелковом Пути. Третья дочь, Мина, стала новой женой армянского феодала Тарсаича Орбеляна, владетеля округа Вайоц Дзор в провинции Сюник. Из исторических сведений известно, что Тарсаич Орбелян и княжна Мина имели троих детей: сына Джалала (названного в честь деда), и двух дочерей — Мамкан (названную в честь жены Асан Джалала) и Аспу. [13]
Хетум I (1226-1270), правитель Армянского Королевства Киликия. Репродукция средневековой миниатюры из Института старинных рукописей Матенадаран (Ереван). Великий Князь Асан Джалал, покровитель монастыря Гандзасар, помог Хетуму I наладить отношения с монголами.
Асан Джалал был особенно известен своими дипломатическими способностями. В своих сношених с монголами он часто находился в роли представителя всей Армении. Историк и современник Асана Джалала, Киракос Гандзакеци, указывает что в 1244 г. Великий Князь способствовал установлению отношений между Монгольской Империей и миссией царя Хетума I-го (правил в 1226-1270), правителя Киликийского Армянского Королевства (1078-1375 гг.). В 1247 г. Хетум I отправляет в Каракорум своего отца и брата — главнокомандующего армянскими войсками Киликии Смбата Гундстабля. По договору, заключённому между сторонами, армяне обязывались снабжать монгольское войско продовольствием и поставлять нужное количество войск для участия в походах. В свою очередь, монгольское командование признавало суверенитет Киликийского Армянского Королевства и обещало оказывать вооружённую помощь армянам в случае нападения на них соседних государств.
Интересно отметить, что корни Хетума I исходили из Арцаха, и он мог быть родственен Асану Джалалу по линии Араншахиков или Михранянов. Как известно, Хетум происходил из рода основанного Ошином Ламбронаци, который, в свою очередь, пересилился в крепость Ламброн горной Киликии из округа Гардман провинции Арцахе в 1070-ые годы.
К концу 1252 г. Монгольская Империя фактически разделилась на два владения под владычеством Монке-хана и Батый-хана, с общими владениями за Амударьей и Кавказом. С помощью своего друга, христианина по вере, Сартака, Асан Джалал совершил две долгие экспедиции в Азию. Сартак, будучи сыном правителя Золотой Орды хана Батыя, помогал своим единоверцам. В 1251 г. Асан Джалал посетил Батыя в его ставке около современной Астрахани. Во время второго путешествия, длившегося долгих пять лет, Асан Джалал посетил Монголию для встречи с ханом Мунке в городе Каракорум.
В ходе встреч с монгольскими ханами, Асану Джалалу удалось договориться о приобретении для Хаченского Княжества статуса тумана — административной единицы Монгольской Империи, находящейся в непосредственном подчинении Великому Хану. Данная привилегия защищала Асана Джалала от высоких налоговых обязательств, а монголам она давала возможность контролировать местных феодалов на окраинах
своей империи путем разрушения феодальных иерархий и традиционно-сложившихся вассальных отношений. Статус тумана был пожалован также князьям Орбелянам из соседней армянской провинции Сюник и потомкам князей Закарянов-Долгоруких, которые контролировали северные области Армении.
Однако, несмотря на все дипломатические усилия, отношения между местными христианскими феодалами и монгольскими наместниками медленно, но неуклонно, ухудшались. Главными факторами данного процесса были переход монголов в лоно ислама и возрастающая тяга монгольских наместников к обогащению за счет покоренных народов. Со смертью Сартака, друга Асана Джалала (1256 г.) и хана Мунке (1259 г.), дела в
Закавказье пошли из рук вон плохо. Асан Джалал очевидно потерял прямую поддержку из Каракорума и Золотой Орды и попал в зависимость от монгольских наместников Ильханидской Персии. В ответ на непомерные поборы и религиозное давление, в 1260 г. в Закавказье вспыхуло восстание во главе с грузинским царевичем Давидом Нарином (правил в 1259-1270 гг.). Участие в восстании принял также и Великий Князь Асан Джалал Вахтангян.
Летописцы повествуют, что Асан Джалал несколько раз попадал в плен к монголам, но каждый раз его семье удавалось его выкупать. После относительно недолгого противоборства, анти-монгольское восстание было жестоко подавлено, и монгольский остикан (наместник) Аргун приказал арестовать Асан Джалала, заковать его в цепи, и выслать в город Казвин, в Персию. Согласно автору «Истории Армении» Киракосу Гандзакеци, дочь Асана Джалала Рузукан пыталась освободить отца через свои связи с Докуз-хатун, старшей женой хана Хулагу, которая была христианкой. Однако как только Аргун узнал о действиях Рузукан, он
отдал приказ пытать Асан Джалала, пытаясь заручиться от него отречением от веры во Христа. В результате чудовищных истязаний, в 1261 г., Великий Князь Хаченский погибает.
Киракос Гандзакеци пишет:
«Дочь же Джалала по имени Рузукан, которая стала женою Бора-ноина, сына Чармагана, первого начальника татар, пошла к жене Хулагу Докуз-хатун, дабы выручить отца своего из рук Аргуна. И нечестивый правитель, узнав об этом, быстро послал палачей и приказал убить ночью святого и праведного мужа сего. И нечестивые палачи растерзали его, подобно святому мученику Иакову, на куски, предали его тем же
мукам—да сподобится он его же венца у Бога нашего Христа. Так скончался святой и набожный человек тот, завершив свой жизненный путь и сохранив веру свою, в 710 (1261) году армянского летосчисления.» [14]
Сын Асан Джалала, Атабек-Иванэ, приказал нескольким доверенным ему лицам отправиться в Персию, чтобы привезти оттуда расчлененное тело своего отца. Согласно источникам, останки Асана Джалал были спрятаны неким персом в доме которого содержали Великого Князя во время пыток. Перс рассказал людям Атабека-Иванэ, что после смерти Великого Князя на его растерзанное тело снизошел луч света. Как только перс стал свидетелем этого божественный знака, он спрятал останки Великого Князя в глубоком сухом колодце. По пути домой, люди Атабека-Иванэ рассказали, что тоже наблюдали божественное знамение в виде луча света.
В Хачене тело Великого Князя было предано земле на семейном кладбище князей Вахтангянов возле Гандзасара. Позже, останки Асана Джалала были перезахоронены в вестибюле (гавите) Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар, прямо перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя.
Род Асан-Джалалянов и Хаченское Меликство
Монгольское нашествие обернулось для Армении социальной и экономической катастрофой. Крестьянство было истреблено или выселено. Аристократия раздробилась и экономически ослабла. Города обезлюдели. Этническая целостность Армении была нарушена наплывом кочевых тюркских и курдских племен, а также вследствии исхода коренного армянского населения страны. В 1386 г. в Армению хлынули войска среднеазиатского деспота Ленг-Тимура (Тамерлана). Повторив свое нашествие на следующий год, а затем в 90-х годах, тимуриды разорили почти все области Армении. В 15-ом же веке в Армении властвовали туркменские орды Черной и Белой Овцы (Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу).
Несмотря на опустошительные нашествия, князья Арцаха Армении сохранили свою политическую автономию. В то время, как большинство феодальных родов Армении постепенно исчезли, в Хачене продолжали править две ветви рода Вахтангянов-Араншахиков. Средневековые рукописи свидетельствуют, что в 14-15 веках потомки Великого Князя Асана Джалал Вахтангяна, которые начали именовать себя Асан-Джалалянами, в честь своего знаменитого предка, оставались у власти в Нижнем Хачене.
Власть туркменского правителя Джахан-Шаха Каракоюнлу (1437-1467) привела к относительному спокойствию на землях Восточной Армении. Джахан-Шах дал свое согласие на возвращение Верховного Католикосата Армянской Апостольской Церкви из из г. Сис в Киликии в Св. Эчмиадзин, в Армению, в 1441 г. Он также пожаловал группе армянских феодалов, в первую очередь князьям провинций Арцах и Сюник, титул мелик, буквально означающий на арабском «царь». К концу 16-го века род хаченских Асан-Джалалянов породил княжества-меликства Гюлистан и Джраберд, создав таким образом фундамент для будущего союза пяти армянских княжеств Арцаха—Гюлистана, Джраберда, Хачена, Варанды и Дизака.
Алаверди II Асан-Джалалян, который умер в 1813 г., был последним владетельным князем Хачена с полным титулом мелика. Его потомки управляли округом Хачен до 1920 г. с титулом беков.
Примечательно, что Асан-Джалаляны не только сохранили гражданскую власть в округе Хачен, но также закрепили за собой титул армянских католикосов в Святом Престоле Гандзасара вплоть до 1815 г. После упразднения Католикосата Агванка Армянской Апостольской Церкви, Асан-Джалаляны были представлены в армянской церковной иерархии в качестве митрополитов и епископов новообразованной Карабахской Епархии.